Медицинская реабилитация

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Согласно санитарным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблее ООН 20 декабря 1993г., дети, являющиеся инвалидами, как члены общества имеют те же права и обязанности, что и другие лица. При этом долг государства принимать необходимые меры для устранения препятствий, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы, и способствуют их полноценному участию в общественной жизни. В стандартных правилах чётко обозначены два комплексных по содержанию процесса, от эффективности которых в определённой степени зависит успешное решение проблем инвалидности — предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов.

Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновение физических, умственных и сенсорных дефектов или на переход дефекта в постоянное ограничение. Реабилитация, согласно правилам, означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, психического и социального уровня деятельности и поддержать его, предоставив им тем самым средства жизнедеятельности и расширение рамок их независимости. Реабилитация может включить меры по обеспеченью и восстановлению функций или компенсации утраты, или отсутствие функций, или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью — восстановлением профессиональной трудоспособности и интеграции в общество.

Реабилитация инвалидов проводится в соответствии с реабилитационными программами, определяющими содержание, объемы, сроки и уровень проводимых реабилитационных мероприятий, включающих в себя медицинскую, педагогическую, социальную, психологическую реабилитацию. Основой всей реабилитации является реабилитационная экспертная диагностика (внутреннее ПМПК), в состав которой входят специалисты всех уровней реабилитации, проводящих разработку реабилитационных программ, контроль за ходом и эффективностью проводимых реабилитационных мероприятий и их корректировку. При этом медицинская реабилитация инвалидов осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня. Как часть медицинской реабилитации является медико-социальная реабилитация, достижение которой обеспечивается решением следующих задач: определение реабилитационного потенциала инвалида; анализ рекомендуемой для инвалидов общественной, профессиональной и бытовой деятельности; сравнительная оценка соответствия реабилитационного потенциала.

Отделение медицинской реабилитации:

согласовывает и координирует свою работу с лечебными учреждениями города, не дублируя их деятельность;

осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации;

при необходимости, по согласованию с органами здравоохранения направляет детей в лечебные учреждения для получения узкой специализированной помощи;

обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий социальной адаптации ребенка и семьи, осуществляет их обучение основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий;

содействует обеспечению детей-инвалидов ортопедическими средствами;

осуществляет лечебные физкультурно-оздоровительные мероприятия.

 

Центр оказывает следующие виды медицинской реабилитации:

  • лечебный массаж;
  • физиолечение, озокеритолечение, электролечение, теплолечение, лазеротерапия.
  • процедуры в/в , в/м введение лекарственных средств
  • ЛФК
  • Водолечение

Учреждение укомплектовано специалистами всех направлений реабилитации: врачи педиатры, неврологи, психотерапевт, физиотерапевт, вр. ЛФК, медсестры каб. ФТЛ, массажа, палатные медсестры, ЛФК;

С целью профилактики детской инвалидности в РЦ открыто отделение раннего вмешательства.

При выявлении отклонений на ребёнка заводится реабилитационная карта и проводится коррекция. Родителей обучают элементам массажа, гимнастики.

***

СТАТЬЯ О «ВИКТОРИИ»

                                                                  «Виктория» —  это победа над недугом,

                                                                  преодоление его, жить полной жизнью

                                                                  будучи «нездоровым», но добиваться в

                                                                  жизни многого, того что, зачастую, не под

                                                                  силу здоровому человеку.

Согласно правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993года, дети и взрослые, являющиеся инвалидами, как члены общества, имеют те же права и обязанности, что и другие лица. При этом долг государства принимать необходимые меры для устранения препятствий, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы, и способствуют их полноценному участию в общественной жизни. В стандартных правилах четко обозначены два комплексных по содержанию процесса, от эффективности которых в определённой степени зависит успешное решение проблемы инвалидности – предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов.

Под предупреждением инвалидности понимается комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов. Реабилитация, согласно правилам, означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достичь оптимального физического, социального уровня, необходимого для интеграции в общество.Согласно Указу Президента РФ от 14.09.1995г. №947, отдельно выделена задача обеспечения реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание условий для нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей. С этой целью национальным планом предусматривалось развитие сети социально-реабилитационных центров для детей-инвалидов, оказание им своевременной консультативной, реабилитационной помощи.

Государственному казённому учреждению Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти» исполнилось 15 лет. Он был учреждён мэрией города 1 декабря 1998г. Первых воспитанников  принял 28 февраля 2000г. Это учреждение оказывает комплексную реабилитацию: социально-медицинскую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социально-бытовую в одном месте. Изначально центр был рассчитан на 60 стационарных мест и амбулаторный приём на 3500 детей-инвалидов в городе. На реабилитацию в стационар принимались дети от 7 до 18 лет с патологией центральной нервной системы, в том числе дети с ДЦП. Данная категория детей составляла 38% от всех детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата. За 15 лет через центр прошли около 7000 детей.

За данный промежуток времени сформировался коллектив из высококвалифицированных специалистов, 80%  из которых работают с первых дней открытия учреждения. Сотрудники центра работают под девизом: «Дарить любовь детям. Учить преодолевать трудности. Воспитывать уверенность в себе».Это был длинный путь, который не был усеян только лаврами побед. Были и неудачи и разочарования. Это зависит от многих причин: степени заболевания, своевременности начатых реабилитационных мероприятий, желания семьи и ребёнка работать в единой системе. Умение разделить с ребёнком его неудачу, приободрить его, убедить, что  обязательно получится в следующий раз – дорогого стоит. В центре создана доброжелательная домашняя обстановка, которая благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребёнка. Но сколько радости и счастья приносит даже самая маленькая победа ребёнка, которая из уст в уста переносится по центру: «Любочка встала на ножки! Артемка сказал первую фразу!»

Мы наших воспитанников сравниваем всегда с ангелами, чистыми, открытыми, непосредственными. А ещё  — это великие труженики. По трудоёмкости и энергетическим затратам их труд так велик, что иногда здоровому человеку не по силам. А они идут, ползут, улыбаются.

Реабилитация в центре осуществляется в стационарном режиме от нескольких месяцев до 270 дней в год. Специалистами центра разрабатывается индивидуальная программа реабилитации на каждогоребёнка. Учитывается непрерывность, последовательность проводимых мероприятий. Специалисты работают в команде с родителями и детьми. Только объединение  для достижения целей позволяет достичь желаемых результатов. Оценка результатов идёт в виде постоянного мониторинга по бальной шкале.

Несмотря на то, что основными задачами учреждения являются социально-педагогическая реабилитация, бытовая адаптация ребёнка в социуме, медицинская реабилитация на протяжении всего периода пребывания является немаловажной в системе. Без неё достичь желаемых результатов не было бы возможно. За данный промежуток времени в реабилитацию были внедрены более 40 медицинских методик.  Медицинская реабилитация центра включает в себя: физиолечение(электросон, теплолечение), массаж, водолечение(гидромассаж, жемчужные ванны, солевые, хвойные, бишофитовые), ЛФК(индивидуальные, групповые), используются  тренажеры Гросса, Бубновского.

Более подробно хочется остановиться на использовании тренажера Гросса.  Благодаря ему, несколько десятков детей начали  ходить. Данный тренажер был установлен в 2001г. Его основой являются тяги, висящие на тросе. Ребёнку с проблемами передвижения придаётся вертикальное положение с помощью тяг, внизу устанавливается беговая дорожка, по которой он ходит. Постепенно тяги (резинки) регулируются, и ребёнок начинает двигаться по дорожке уже на выработанном рефлексе.

Особой востребованностью пользуется прибор «Биоптрон»(производство — Щвейцария). Он генерирует линейно-поляризованный некогерентный полихроматический свет с длиной волны от 480 до 3400 (от видимого до низко интенсивного инфракрасного) при степени поляризации более 95%. Универсальное действие  «Биоптрона» определяется целебным воздействием непосредственно на мембраны клеток организма, имеющих некоторые структурные и функциональные отклонения.«Биоптрон» оказывает выраженное обезболивающее, противовоспалительное, имуннокорректирующее воздействие на организм. В практику была внедрена биорезонансная терапия. Основой является лечение эндогенными и экзогенными электроколебаниями низкой интенсивности строго определённой формы и частоты, вызывающими резонансный отклик в организме. Лечение основано на подавлении патологических, восстановлении и усилении физиологических частотных спектров колебаний.  В соответствии с этим в настоящее время различают два основных вида терапии:

а) эндогенная БРТ – это терапия внешними сигналами, с которыми  отдельные  органы и системы организма человека входят в резонанс.

б) экзогенная БРТ – это терапия внутренними сигналами, с которыми отдельные органы и системы организма человека входят в резонанс.

Показания к применению:

— заболевания нервной системы и органов чувств,

— заболевания костно-мышечной системы,

— болевые синдромы различной локализации и генеза,

— функциональные расстройства различного генеза.

Индукционная терапия проводится с помощью специальных,электромагнических индукторов («Петля», «Поя»), накладываемых  на голову или на проекционные зоны пациента.

Используем программы:

№5, общеукрепляющая.

№7, детская.  Программа используется для синхронизации ритмов головного мозга для психической стабилизации  отягощённого детского подсознания.

№16, Программа обучения. Синхронизирует ритм головного мозга, снимает все стрессовые нагрузки  обучаемого, позволяет извлечь из подсознания забытые знаки.

№20. Мышечная релаксация. Для снятия мышечного напряжения.

С 2005года в центре работает кабинет БОС (биологическая обратная связь). У детей вырабатывались рефлексы сокращения мышц на нижних конечностях, сокращение диафрагмы на дыхательном комплексе.  Это позволило достичь хороших результатов в реабилитации.

Важную роль в комплексной реабилитации играет социально-психологическая реабилитация, включающая в себя психокоррекцию эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, психокоррекцию личностной сферы и основы профессиональной ориентации. Вся педагогическая работа с воспитанниками направлена на коррекцию и развитие соответственно возраста ребёнка. Задачи педагогической реабилитации воспитанников решаются в РЦ учителями-логопедами, дефектологами, педагогами дополнительного образования, в том числе по методике М. Монтессори.

Занятия с использованием методики М. Монтессори проводятся как групповые, так и индивидуальные.  Работают воспитанники по следующим направлениям:

  • коррекция эмоционально-волевой сферы (упражнения «Подари улыбку», «Доброе животное», «Мое настроение» и др.);
  • развитие самостоятельности (дети сами выбирают вид деятельности и время работы с одним материалом);
  • сенсорное развитие (зрительное, тактильное, слуховое): используются рамки-вкладыши, блоки цилиндров, шершавые таблички; дети учатся группировать предметы по заданному признаку, составлять упорядоченный ряд (систематизация и сериация предметов по качественному признаку);
  • развитие мелкой моторики рук, координации движений (застегивание пуговиц, завязывание бантов, пересыпание круп, переливание воды, пальчиковая гимнастика).

По результатам работы этого специалиста, можно отметить, что в процессе занятий практически у всех детей повысилась концентрация внимания, сформировались навыки сравнения предметов по определенному параметру, улучшилась координированная работа обеих рук, руки и глаза.

Еще одна составная часть коррекционной работы – кондуктивные занятия. Основная задача – стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих, коррегирующих, психотехнических упражнений. Каждое занятие является комплексным, включающим в себя дыхательные упражнения, упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей на развитие координации движений, функций равновесия на коррекцию прямосидения и прямостояния, ходьбы, развития чувства ритма и пространственной организации движений.

Двигательные коррекционные задачи выполняются со специальными приспособлениями: игрушками, мячами, гимнастическими палками, обручами, мешочками с сыпучими материалами, резиновыми кольцами, массажными мячами и т.д.

Решаются такие специальные коррекционные задачи: развитие речи посредством движений; развитие движений посредством речи; звукоподражание; совмещение звука и движения; соблюдение ритма движений.

Работает кабинет для логопедических занятий, в котором есть необходимые наглядные пособия, методический материал для формирования правильной речи у детей, поступающих на лечение.

Логопеды осуществляют работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у детей. Обследуют их, определяют структуру и степень выраженности имеющихся у них дефекта, объем речевых навыков, уровня психомоторного развития, после чего устанавливает речевой диагноз. Они работают в тесном контакте с педагогическим и медицинским персоналом. Консультируют сотрудников и родителей (или лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии и речевые нарушения (ОНР, дизартрию, дислалию, заикание, дисграфию и дислексию).

Первые три года жизни являются периодом наиболее быстрого развития строений и функций детского организма. Происходит быстрое физическое развитие – увеличивается вес, рост и другое. В то же время дети этого возраста, а особенно с поражением центральной нервной системы и психики, физически очень ранимы, их здоровье часто и легко нарушается, иногда даже от очень незначительных причин.

Работает группа «Мать и дитя», где дети и мамы находятся вместе. Это создает благоприятный климат:

  • для развития социальных и коммуникативных умений у детей раннего возраста (взаимодействия с детьми и со взрослыми),
  • для развития эмоциональных отношений между матерью и ребёнком.

Педагоги используют в своей работе книгу Ю.А. Разенковой «Игры и игровые упражнения для детей младенческого возраста». Стали применять отдельные элементы программы «Кроха» (программа развития и воспитания детей до 3-х лет в условиях семьи; Н-Новгород 1996 год) и рекомендации книги «Кроха»: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет. В доступной и обстоятельной форме в них рассказывается  о том, что, как и когда нужно делать, чтобы ребенок развивался полноценно.

Дети получают первый опыт общения, привыкают к режиму дня,обучаются есть самостоятельно. Воспитатель  показывает мамам занятия, поводит консультации.

Основные задачи группы «Мать и дитя»:

  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста,
  • развитие познавательной активности детей,
  • развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики),
  • развитие эмоциональной сферы детей (сопереживание героям сказок).

Данные задачи решаются через занятия и консультации.

Занятия проводятся в игровой форме и направлены:

  • на обогащение словарного запаса,
  • на развитие познавательного интереса,
  • на обогащение сенсорного опыта,
  • на развитие движений.

Значительные изменения в результативности педагогических воздействий и коррекционной работе с детьми центра произошли, благодаря деятельности психологов. Были определены основные направления в работе:

Психопрофилактическая работа.

Она подразумевает предупреждение возможных нарушений в личностном и интеллектуальном развитии детей, создание условий для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Диагностическая работа.

Она направлена на углубленное психолого-педагогичское изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в центре, выявление индивидуальных особенностей развития, определение причин нарушений в воспитании и обучении детей.

Развивающая и психолого-коррекционная работа.

Она предполагает воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка.

Консультативная работа.

Это направление способствует повышению психологической культуры членов медико-педагогического персонала центра и родителей.

Определив основные направления в деятельности психолога, были так же поставлены и основные задачи психолого-коррекционной работы. Это в первую очередь – развитие у детей интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, развитие потребности в общении и формировании элементарных коммуникативных умений, развитие социального поведения, обеспечение своевременного и полноценного психического развития, социальной адаптации.

Работа с семьёй: активное участие членов семьи улучшало результаты работы, поэтому своей задачей педагоги считают привлечение семьи в виде психологического просвещения и совместных коррекционных занятий. Формировались группы детей с идентичными психологическими мишенями, соответственно возрасту и диагнозу. По частоте проведения занятия проводились в зависимости от характера проблемы. Например, при работе с травмой – ежедневно, при развивающих занятиях акцент делался на регулярность проведения.

Учитывая специфику учреждения и возраст воспитанников, выбраны в работу следующие методы:

  • занятие в сенсорной комнате,
  • арт-терапия,
  • релаксация,
  • аутотренинг,
  • сказкотерапия,
  • музыкотерапия,
  • песочная терапия.

Одним из важных аспектов комплексной реабилитации является социальная реабилитация, включающая бытовую адаптацию, обучение детей, самообслуживание. В РЦ используются различные формы бытовой реабилитации –занятия по СБО, моделирование бытовых ситуаций, сюжетно-ролевые игры. Работает театральная студия «Нить Ариадны», благодаря которойразвивается дикция, память, артикуляционные способности. Данная студия была победителем межрегиональных  и международных конкурсов.

Одним из ресурсов социальной интеграции является участие воспитанников  центра в различных конкурсах. В 2000г. двое воспитанников участвовали в сводном хоре детей-инвалидов под патронатом МонсератКобалье в акции «Звёзды мира – детям».

Союз  родителей и специалистов немаловажен в реабилитации.  При центре работает общественная организация  родителей, имеющих детей-инвалидов «Вера».  В процессе работы центра проводились  выезды с родителями, детьми и сотрудниками на теплоходе на реку Уса, в Жигулёвский заповедник.

Огромную роль в воспитании духовного развития детей играет сотрудничество с православной церковью. В РЦ работала православная школа, которую вёл протоиерей Дмитрий. Все дети обеспечивались рабочими тетрадями, «Библией». Проводились благотворительные поездки детей с родителями по святым местам в г. Москве, Казане. Проводились православные праздники.

В феврале 2014г., учитывая высокую потребность в реабилитационных услугах, к центру присоединились два санатория «Бережок» на 84 места, «Алые паруса» на 144 места.  Одновременно мы можем оказывать помощь 246 воспитанникам. Данный комплекс на сегодняшний день является самым крупным в Приволжском федеральном округе.

В перспективах развития учреждения на базе отделения «Алые паруса» планируется организация заездов «Мать и дитя» для родителей, имеющих детей-инвалидов из всех районов Самарской области. Мамы могли бы получать оздоровительные и лечебные процедуры.

На базе отделения «Бережок» планируется открытие отделения для детей с тяжёлыми и множественными дефектами развития,  не способными к самостоятельному передвижению и самообслуживанию. Дети смогут находиться в отделении от нескольких часов до нескольких дней.

Несмотря на всё достигнутое в реабилитации детей предстоит ещё большой путь с поисками, проблемами в решении главной задачи  —  интеграция ребёнка в общество.

***

НОВЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ДЦП

Динамический параподиум – предназначен для активной реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата. В данном аппарате возможно передвижение больных без посторонней помощи и других вспомогательных средств.

SAM_1869

Благодаря вертикальному положению и занятию в динамическом параподиуме способствует исчезновению  мышечных контрактур, уменьшению спастичности, усиливается питание соединительных тканей, улучшается кровообращение, идет правильная и полезная нагрузка на кости и суставы, улучшается работы физиологических функций (восстановление мочеиспускания и калоотделения), а также улучшается работа дыхательной и сердечнососудистой системы.

Реабилитационный тренажер-вертикализатор EasyStand Evolv

Позволяет людям с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться в вертикальном положении, обретая при этом независимость и уверенность в себе, что положительно сказывается на эмоциональном и психическом состоянии пациента, значительно повышает уровень социальной адаптации, особенно у подростков.

SAM_1872

В нашем Центре активно используются данные методы реабилитации, что заметно показывает положительную динамику в реабилитации наших воспитанников!

SAM_1873