детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Согласно санитарным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблее ООН 20 декабря 1993г., дети, являющиеся инвалидами, как члены общества имеют те же права и обязанности, что и другие лица. При этом долг государства принимать необходимые меры для устранения препятствий, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы, и способствуют их полноценному участию в общественной жизни. В стандартных правилах чётко обозначены два комплексных по содержанию процесса, от эффективности которых в определённой степени зависит успешное решение проблем инвалидности — предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов.
Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновение физических, умственных и сенсорных дефектов или на переход дефекта в постоянное ограничение. Реабилитация, согласно правилам, означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, психического и социального уровня деятельности и поддержать его, предоставив им тем самым средства жизнедеятельности и расширение рамок их независимости. Реабилитация может включить меры по обеспеченью и восстановлению функций или компенсации утраты, или отсутствие функций, или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью — восстановлением профессиональной трудоспособности и интеграции в общество.
Реабилитация инвалидов проводится в соответствии с реабилитационными программами, определяющими содержание, объемы, сроки и уровень проводимых реабилитационных мероприятий, включающих в себя медицинскую, педагогическую, социальную, психологическую реабилитацию. Основой всей реабилитации является реабилитационная экспертная диагностика (внутреннее ПМПК), в состав которой входят специалисты всех уровней реабилитации, проводящих разработку реабилитационных программ, контроль за ходом и эффективностью проводимых реабилитационных мероприятий и их корректировку. При этом медицинская реабилитация инвалидов осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня. Как часть медицинской реабилитации является медико-социальная реабилитация, достижение которой обеспечивается решением следующих задач: определение реабилитационного потенциала инвалида; анализ рекомендуемой для инвалидов общественной, профессиональной и бытовой деятельности; сравнительная оценка соответствия реабилитационного потенциала.
Отделение медицинской реабилитации:
согласовывает и координирует свою работу с лечебными учреждениями города, не дублируя их деятельность;
осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации;
при необходимости, по согласованию с органами здравоохранения направляет детей в лечебные учреждения для получения узкой специализированной помощи;
обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий социальной адаптации ребенка и семьи, осуществляет их обучение основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий;
содействует обеспечению детей-инвалидов ортопедическими средствами;
осуществляет лечебные физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Центр оказывает следующие виды медицинской реабилитации:
- лечебный массаж;
- физиолечение, озокеритолечение, электролечение, теплолечение, лазеротерапия.
- процедуры в/в , в/м введение лекарственных средств
- ЛФК
- Водолечение
Учреждение укомплектовано специалистами всех направлений реабилитации: врачи-педиатры, врачи-неврологи, врач-физиотерапевт, медсестры каб. ФТО, массажа, палатные медсестры, ЛФК;
С целью профилактики детской инвалидности в РЦ работает отделение раннего вмешательства.
***
СТАТЬЯ О «ВИКТОРИИ»
«Виктория» — это победа над недугом,
преодоление его, жить полной жизнью
будучи «нездоровым», но добиваться в
жизни многого, того что, зачастую, не под
силу здоровому человеку.
Согласно правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993года, дети и взрослые, являющиеся инвалидами, как члены общества, имеют те же права и обязанности, что и другие лица. При этом долг государства принимать необходимые меры для устранения препятствий, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы, и способствуют их полноценному участию в общественной жизни. В стандартных правилах четко обозначены два комплексных по содержанию процесса, от эффективности которых в определённой степени зависит успешное решение проблемы инвалидности – предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов.
Под предупреждением инвалидности понимается комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов. Реабилитация, согласно правилам, означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достичь оптимального физического, социального уровня, необходимого для интеграции в общество.Согласно Указу Президента РФ от 14.09.1995г. №947, отдельно выделена задача обеспечения реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание условий для нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей. С этой целью национальным планом предусматривалось развитие сети социально-реабилитационных центров для детей-инвалидов, оказание им своевременной консультативной, реабилитационной помощи.
Государственному казённому учреждению Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти» исполнилось 15 лет. Он был учреждён мэрией города 1 декабря 1998г. Первых воспитанников принял 28 февраля 2000г. Это учреждение оказывает комплексную реабилитацию: социально-медицинскую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социально-бытовую в одном месте. Изначально центр был рассчитан на 60 стационарных мест и амбулаторный приём на 3500 детей-инвалидов в городе. На реабилитацию в стационар принимались дети от 7 до 18 лет с патологией центральной нервной системы, в том числе дети с ДЦП. Данная категория детей составляла 38% от всех детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата. За 15 лет через центр прошли около 7000 детей.
За данный промежуток времени сформировался коллектив из высококвалифицированных специалистов, 80% из которых работают с первых дней открытия учреждения. Сотрудники центра работают под девизом: «Дарить любовь детям. Учить преодолевать трудности. Воспитывать уверенность в себе».Это был длинный путь, который не был усеян только лаврами побед. Были и неудачи и разочарования. Это зависит от многих причин: степени заболевания, своевременности начатых реабилитационных мероприятий, желания семьи и ребёнка работать в единой системе. Умение разделить с ребёнком его неудачу, приободрить его, убедить, что обязательно получится в следующий раз – дорогого стоит. В центре создана доброжелательная домашняя обстановка, которая благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребёнка. Но сколько радости и счастья приносит даже самая маленькая победа ребёнка, которая из уст в уста переносится по центру: «Любочка встала на ножки! Артемка сказал первую фразу!»
Мы наших воспитанников сравниваем всегда с ангелами, чистыми, открытыми, непосредственными. А ещё — это великие труженики. По трудоёмкости и энергетическим затратам их труд так велик, что иногда здоровому человеку не по силам. А они идут, ползут, улыбаются.
Реабилитация в центре осуществляется в стационарном режиме от нескольких месяцев до 270 дней в год. Специалистами центра разрабатывается индивидуальная программа реабилитации на каждогоребёнка. Учитывается непрерывность, последовательность проводимых мероприятий. Специалисты работают в команде с родителями и детьми. Только объединение для достижения целей позволяет достичь желаемых результатов. Оценка результатов идёт в виде постоянного мониторинга по бальной шкале.
Несмотря на то, что основными задачами учреждения являются социально-педагогическая реабилитация, бытовая адаптация ребёнка в социуме, медицинская реабилитация на протяжении всего периода пребывания является немаловажной в системе. Без неё достичь желаемых результатов не было бы возможно. За данный промежуток времени в реабилитацию были внедрены более 40 медицинских методик. Медицинская реабилитация центра включает в себя: физиолечение(электросон, теплолечение), массаж, водолечение(гидромассаж, жемчужные ванны, солевые, хвойные, бишофитовые), ЛФК(индивидуальные, групповые), используются тренажеры Гросса, Бубновского.
Более подробно хочется остановиться на использовании тренажера Гросса. Благодаря ему, несколько десятков детей начали ходить. Данный тренажер был установлен в 2001г. Его основой являются тяги, висящие на тросе. Ребёнку с проблемами передвижения придаётся вертикальное положение с помощью тяг, внизу устанавливается беговая дорожка, по которой он ходит. Постепенно тяги (резинки) регулируются, и ребёнок начинает двигаться по дорожке уже на выработанном рефлексе.
Особой востребованностью пользуется прибор «Биоптрон»(производство — Щвейцария). Он генерирует линейно-поляризованный некогерентный полихроматический свет с длиной волны от 480 до 3400 (от видимого до низко интенсивного инфракрасного) при степени поляризации более 95%. Универсальное действие «Биоптрона» определяется целебным воздействием непосредственно на мембраны клеток организма, имеющих некоторые структурные и функциональные отклонения.«Биоптрон» оказывает выраженное обезболивающее, противовоспалительное, имуннокорректирующее воздействие на организм. В практику была внедрена биорезонансная терапия. Основой является лечение эндогенными и экзогенными электроколебаниями низкой интенсивности строго определённой формы и частоты, вызывающими резонансный отклик в организме. Лечение основано на подавлении патологических, восстановлении и усилении физиологических частотных спектров колебаний. В соответствии с этим в настоящее время различают два основных вида терапии:
а) эндогенная БРТ – это терапия внешними сигналами, с которыми отдельные органы и системы организма человека входят в резонанс.
б) экзогенная БРТ – это терапия внутренними сигналами, с которыми отдельные органы и системы организма человека входят в резонанс.
Показания к применению:
— заболевания нервной системы и органов чувств,
— заболевания костно-мышечной системы,
— болевые синдромы различной локализации и генеза,
— функциональные расстройства различного генеза.
Индукционная терапия проводится с помощью специальных,электромагнических индукторов («Петля», «Поя»), накладываемых на голову или на проекционные зоны пациента.
Используем программы:
№5, общеукрепляющая.
№7, детская. Программа используется для синхронизации ритмов головного мозга для психической стабилизации отягощённого детского подсознания.
№16, Программа обучения. Синхронизирует ритм головного мозга, снимает все стрессовые нагрузки обучаемого, позволяет извлечь из подсознания забытые знаки.
№20. Мышечная релаксация. Для снятия мышечного напряжения.
С 2005года в центре работает кабинет БОС (биологическая обратная связь). У детей вырабатывались рефлексы сокращения мышц на нижних конечностях, сокращение диафрагмы на дыхательном комплексе. Это позволило достичь хороших результатов в реабилитации.
Важную роль в комплексной реабилитации играет социально-психологическая реабилитация, включающая в себя психокоррекцию эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, психокоррекцию личностной сферы и основы профессиональной ориентации. Вся педагогическая работа с воспитанниками направлена на коррекцию и развитие соответственно возраста ребёнка. Задачи педагогической реабилитации воспитанников решаются в РЦ учителями-логопедами, дефектологами, педагогами дополнительного образования, в том числе по методике М. Монтессори.
Занятия с использованием методики М. Монтессори проводятся как групповые, так и индивидуальные. Работают воспитанники по следующим направлениям:
- коррекция эмоционально-волевой сферы (упражнения «Подари улыбку», «Доброе животное», «Мое настроение» и др.);
- развитие самостоятельности (дети сами выбирают вид деятельности и время работы с одним материалом);
- сенсорное развитие (зрительное, тактильное, слуховое): используются рамки-вкладыши, блоки цилиндров, шершавые таблички; дети учатся группировать предметы по заданному признаку, составлять упорядоченный ряд (систематизация и сериация предметов по качественному признаку);
- развитие мелкой моторики рук, координации движений (застегивание пуговиц, завязывание бантов, пересыпание круп, переливание воды, пальчиковая гимнастика).
По результатам работы этого специалиста, можно отметить, что в процессе занятий практически у всех детей повысилась концентрация внимания, сформировались навыки сравнения предметов по определенному параметру, улучшилась координированная работа обеих рук, руки и глаза.
Еще одна составная часть коррекционной работы – кондуктивные занятия. Основная задача – стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих, коррегирующих, психотехнических упражнений. Каждое занятие является комплексным, включающим в себя дыхательные упражнения, упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей на развитие координации движений, функций равновесия на коррекцию прямосидения и прямостояния, ходьбы, развития чувства ритма и пространственной организации движений.
Двигательные коррекционные задачи выполняются со специальными приспособлениями: игрушками, мячами, гимнастическими палками, обручами, мешочками с сыпучими материалами, резиновыми кольцами, массажными мячами и т.д.
Решаются такие специальные коррекционные задачи: развитие речи посредством движений; развитие движений посредством речи; звукоподражание; совмещение звука и движения; соблюдение ритма движений.
Работает кабинет для логопедических занятий, в котором есть необходимые наглядные пособия, методический материал для формирования правильной речи у детей, поступающих на лечение.
Логопеды осуществляют работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у детей. Обследуют их, определяют структуру и степень выраженности имеющихся у них дефекта, объем речевых навыков, уровня психомоторного развития, после чего устанавливает речевой диагноз. Они работают в тесном контакте с педагогическим и медицинским персоналом. Консультируют сотрудников и родителей (или лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии и речевые нарушения (ОНР, дизартрию, дислалию, заикание, дисграфию и дислексию).
Психопрофилактическая работа.
Она подразумевает предупреждение возможных нарушений в личностном и интеллектуальном развитии детей, создание условий для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.
Диагностическая работа.
Она направлена на углубленное психолого-педагогичское изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в центре, выявление индивидуальных особенностей развития, определение причин нарушений в воспитании и обучении детей.
Развивающая и психолого-коррекционная работа.
Она предполагает воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка.
Консультативная работа.
Это направление способствует повышению психологической культуры членов медико-педагогического персонала центра и родителей.
Определив основные направления в деятельности психолога, были так же поставлены и основные задачи психолого-коррекционной работы. Это в первую очередь – развитие у детей интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности, развитие потребности в общении и формировании элементарных коммуникативных умений, развитие социального поведения, обеспечение своевременного и полноценного психического развития, социальной адаптации.
Работа с семьёй: активное участие членов семьи улучшало результаты работы, поэтому своей задачей педагоги считают привлечение семьи в виде психологического просвещения и совместных коррекционных занятий. Формировались группы детей с идентичными психологическими мишенями, соответственно возрасту и диагнозу. По частоте проведения занятия проводились в зависимости от характера проблемы. Например, при работе с травмой – ежедневно, при развивающих занятиях акцент делался на регулярность проведения.
Учитывая специфику учреждения и возраст воспитанников, выбраны в работу следующие методы:
- занятие в сенсорной комнате,
- арт-терапия,
- релаксация,
- аутотренинг,
- сказкотерапия,
- музыкотерапия,
- песочная терапия.
Одним из важных аспектов комплексной реабилитации является социальная реабилитация, включающая бытовую адаптацию, обучение детей, самообслуживание. В РЦ используются различные формы бытовой реабилитации –занятия по СБО, моделирование бытовых ситуаций, сюжетно-ролевые игры. Работает театральная студия «Нить Ариадны», благодаря которойразвивается дикция, память, артикуляционные способности. Данная студия была победителем межрегиональных и международных конкурсов.
Одним из ресурсов социальной интеграции является участие воспитанников центра в различных конкурсах. В 2000г. двое воспитанников участвовали в сводном хоре детей-инвалидов под патронатом МонсератКобалье в акции «Звёзды мира – детям».
Союз родителей и специалистов немаловажен в реабилитации. При центре работает общественная организация родителей, имеющих детей-инвалидов «Вера». В процессе работы центра проводились выезды с родителями, детьми и сотрудниками на теплоходе на реку Уса, в Жигулёвский заповедник.
Огромную роль в воспитании духовного развития детей играет сотрудничество с православной церковью. В РЦ работала православная школа, которую вёл протоиерей Дмитрий. Все дети обеспечивались рабочими тетрадями, «Библией». Проводились благотворительные поездки детей с родителями по святым местам в г. Москве, Казане. Проводились православные праздники.
В феврале 2014г., учитывая высокую потребность в реабилитационных услугах, к центру присоединились два санатория «Бережок» на 84 места, «Алые паруса» на 144 места. Одновременно мы можем оказывать помощь 246 воспитанникам. Данный комплекс на сегодняшний день является самым крупным в Приволжском федеральном округе.
В перспективах развития учреждения на базе отделения «Алые паруса» планируется организация заездов «Мать и дитя» для родителей, имеющих детей-инвалидов из всех районов Самарской области. Мамы могли бы получать оздоровительные и лечебные процедуры.
На базе отделения «Бережок» планируется открытие отделения для детей с тяжёлыми и множественными дефектами развития, не способными к самостоятельному передвижению и самообслуживанию. Дети смогут находиться в отделении от нескольких часов до нескольких дней.
Несмотря на всё достигнутое в реабилитации детей предстоит ещё большой путь с поисками, проблемами в решении главной задачи — интеграция ребёнка в общество.
***
НОВЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ДЦП
Динамический параподиум – предназначен для активной реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата. В данном аппарате возможно передвижение больных без посторонней помощи и других вспомогательных средств.
Благодаря вертикальному положению и занятию в динамическом параподиуме способствует исчезновению мышечных контрактур, уменьшению спастичности, усиливается питание соединительных тканей, улучшается кровообращение, идет правильная и полезная нагрузка на кости и суставы, улучшается работы физиологических функций (восстановление мочеиспускания и калоотделения), а также улучшается работа дыхательной и сердечнососудистой системы.
Реабилитационный тренажер-вертикализатор EasyStand Evolv
Позволяет людям с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться в вертикальном положении, обретая при этом независимость и уверенность в себе, что положительно сказывается на эмоциональном и психическом состоянии пациента, значительно повышает уровень социальной адаптации, особенно у подростков.
В нашем Центре активно используются данные методы реабилитации, что заметно показывает положительную динамику в реабилитации наших воспитанников!