Методический кабинет

 

 Уважаемые коллеги,

добро пожаловать в виртуальный методический кабинет!

Наш «Методический кабинет»– это площадка для обмена педагогическим опытом  специалистов коррекционно-развивающего направления работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и здоровье, а также форма организации Вашего самообразования. Здесь Вы сможете познакомиться с методическими материалами по организации процедуры аттестации, с работой учреждения в инновационном режиме, получить советы и методические рекомендации по эффективной организации реабилитационно-образовательного процесса.

В «Педагогической гостиной» представлен актуальный педагогический опыт коллег. Надеемся, что для Вас он будет интересен и полезен.

***

«SOCIODRIVE — 2017»

31 января 2018 года  в  государственном казённом учреждении Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти» прошел мастер-класс «Веселый фуд-арт или игры с едой», где транслировался  опыт внедрения технологии фуд-арт терапии в реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Мастер-класс составлен на основе авторской программы педагогического проекта «Веселый фуд-арт или игры с едой», участвовавшего в областном конкурсе социальных проектов «Социодрайв — 2017».  Основные задачи программы: стабилизация эмоционально-волевой сферы, развитие творческого мышления, мелкой моторики рук  средствами нетрадиционных способов творческой деятельности для успешной самореализации  и интеграции в общество.

Цель мастер-класса – познакомить специалистов с элементами фуд-арт терапии  для освоения и последующего  применения  технологии  в практической реабилитационной деятельности.

Мастер-класс состоял из двух частей: теоретической и практической. В первой части  был представлен двухлетний опыт работы по технологии фуд-арт терапии и результаты апробации, убедительно доказывающие новые коррекционно-развивающие возможности данной технологии.

В практической части мероприятия авторы проекта демонстрировали   элементы методики, различные техники фуд-арта: «Кофейная акварель», «Съедобная мода», «Картины из шоколада».   Участники мероприятия имели возможность побывать в «Шоколадной мастерской», осваивая технику создания инсталляций из белого и черного шоколада, принять непосредственное участие в творческом конкурсе «Фото на обложку» на лучший дизайн костюма из продуктов питания: бананов, конфет, орехов, зелени и т.п. В рамках мероприятия  были рассмотрены этапы построения занятия по технологии фуд-арт терапии, показан алгоритм работы по созданию инсталляции. Рассказ об основных техниках рисования кофейной краской сопровождался наглядной демонстрацией этих техник и завершился показом   рисованного видео клипа, который был создан слушателями мастер-класса.

***

«SOCIODRIVE — 2016»

14.12.2016 состоялось награждение победителей Областной конкурс методических проектов в сфере социальной защиты населения Самарской области «SOCIODRIVE — 2016», целью которого является повышение качества предоставления социальных услуг, профессиональной самореализации специалистов в сфере социальной защиты Самарской области и внедрение инновационных методов работы в сфере социальной защиты.

В номинации «Move&Life» I место занял проект «Аинимационная терапия  как средство реабилитации и социализации детей, имеющих отклонения в развитии», подготовленный творческой группой специалистов Государственного  казённого  учреждения  Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория».

Проект  творческой мастерской «Мультифрукт»  реализован на базе РЦ «Виктория» совместно с социальным партнером — Гуманитарным центром интеллектуального развития городского округа Тольятти. Авторами проекта стали воспитатель  Татьяна Александровна Николаева, методист Ольга Витальевна Агапова, старший воспитатель Лариса Валерьевна Аргасцева,  педагог  Гуманитарного центра интеллектуального развития Дарья Александровна Савина.

***

На международном симпозиуме «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности», который проходил 5-8 октября в г. Москва, методист ГКУ СО «РЦДиПОВ«Виктория» г.о. Тольятти Агапова Ольга Витальевна выступила с презентацией проекта «Интегративный подход в реабилитации детей-инвалидов через взаимодействие искусств»

Симпозиум

Одним из приоритетных направлений социальной реабилитации детей-инвалидов является область деятельности, основанная на различных видах искусств. Использование арт-терапевтических технологий не только благоприятно влияет на самого ребенка-инвалида, но и на окружающих его сверстников, создавая при взаимодействии атмосферу дружелюбия, формируя чувство толерантности и эмпатии.(1)

В течение 6 лет творческой группой педагогов реабилитационного центра «Виктория» (музыкальный руководитель, педагог по изобразительному искусству, социальный педагог, методист) был реализован интегративный подход в реабилитации детей с ОВЗ через взаимодействие искусств (искусство слова, музыки, изобразительного и театрального искусства) с целью социокультурного становления личности  и сохранения  психического здоровья воспитанников.

В поиске наиболее эффективных средств реабилитации был разработан и апробирован методический комплекс цикла интегрированных познавательных занятий «Шедевры мировой культуры»,«Времена года», «Россия – Родина моя»,«Ярмарка», адаптированных  для детей-инвалидов.

Интеграция осуществляется на основе соединения знаний из различных областей, используя  одну сквозную тему, образ или сюжет и складывается в сознании детей в более емкое, многогранное представление о мире.

Основными требованиями к планированию и организации интегрированных занятий являются:

  • Выделение в программе из каждой дисциплины тем, которые имеют общие аспекты; выявление  связи между элементами знаний;
  • Определение цели и содержания занятия;
  • Моделирование содержания занятия, наполнение его материалом, который отвечает цели занятия;
  • Учитывая физические возможности, возрастные и психологические особенности детей-инвалидов, выявление оптимальной нагрузки (умственной, физической, речевой деятельности и др.).

По содержательному наполнению интегрированное занятие делится на три этапа. На первом этапе предполагается включение разнообразной информации о предмете, явлениях природы, событии. Социальный педагог, используя интерактивные средства обучения, дает определение основных понятий, погружает детей в тему занятия, используя художественные приемы, создает литературно-поэтический образ по теме.

На втором этапе музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, используя приемы музицирования и танцевальные упражнения,   выстраивают музыкально-художественный образ по теме, а процесс познания происходит в творческо-музыкальной, танцевальной и театрализованной  деятельности.

Соединение  пластических  движений, музыки,  игротанцаснимают психоэмоциональное напряжение, что способствует раскрепощению  ребёнка, делает его поведение естественным и привлекательным.Пластическая  имитация  различных  образов,  упражнения по импровизации помогают развить образное мышление, артистизм, творческие способности  детей-инвалидов.При этом решаются многие проблемы коррекции — двигательные, личностные, социальные, коммуникативные и др.

Развивая координацию и моторику, мышечную силу, гибкость, выносливость,  дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку. Использование технологии музицирования и танцевальных упражнений формирует навыки группового поведения, что способствует успешной  социализации воспитанников.

На  третьем этапе ребята  получают  новые  представления по теме, дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний за счет ознакомления  с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, применяя  их  в творческой ситуации по данной теме.

В заключительной части показываются результаты интегрированного занятия в виде:

— выставки творческого продукта воспитанников (изделия декоративно-прикладного искусства, рисунки, поделки и т.п.);

— фрагменты импровизированной театрализованной постановки;

— игры на музыкальных инструментах, вокально-интонационных импровизаций, совместного пения;

—  игротанца, краткой импровизированной  танцевальной  постановки (исполнения «танца стихов», ритмической пластики, танцевальногофлешмоба и т.п.)

В качестве декораций используются интерактивные ресурсы (слайды, компьютерная презентация), что является инновационным в реабилитационно-воспитательном процессе центра.

Демонстрация творческого продукта деятельности воспитанников реализует потребность детей в самоактуализации, что способствует  укреплению  веры  в собственные силы.

В интеграции, объединяющей разные виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках различных видов деятельности: образовательной, музыкальной, изобразительной, танцевальной.

В силу специфики интеграции, объединяющей не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках различных видов деятельности, реализуются принципы педагогики сотрудничества. (2)

Реабилитационно-воспитательный эффект от внедрения методики взаимодействия искусств значителен:

  1. При достаточно большом объеме информации сохраняется щадящий охранительно-педагогический режим занятий, где дети-инвалиды получают возможность более продуктивного включения двигательных, физических упражнений, снижающих утомляемость и напряжение;
  2. Используется адаптивная технология обучения, при которой индивидуальный подход является приоритетным (на одном занятии присутствуют 8 педагогов);
  3. Более частое переключение с одной деятельности на другую снимает усталость и напряжение у детей, создает условия для проявления креативной импровизации;
  4. Экономится время на передвижение из одного кабинета в другой, предметная среда имеет одну и ту же тематическую направленность;
  5. Дети не просто с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, но и побеждают!
  6. При использовании методов и приемов данной технологии происходит формирование  культуры педагога как реабилитатора, что, несомненно, повышает эффективность  реабилитационно-воспитательного  процесса.

Взаимосвязь искусств в реабилитации детей-инвалидов обеспечивает  индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует развитию творческих и созидательных способностей.

На основе включения ребенка-инвалида в мир искусства и культуры происходит гармоничное развитие личности, повышение самооценки, появляется возможность творческого самовыражения.

Это содействует социальной адаптации, сохранению его индивидуальности в условиях современного мегаполиса.

Источники:

  1. http://www.scienceforum.ru/2015/827/1313 5
  2. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.

***

ТЕХНОЛОГИИ СКРИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

«Музицирование как фактор поддержания и сохранения здоровья детей-инвалидов»

Агапова О.В.методист ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти

Ведущее место в системе социализации детей – инвалидов занимают реабилитационные центры, которые решают проблему социальной интеграции, включения детей-инвалидов во все аспекты жизни общества.

Важно не только ликвидировать болезненные проявления,  связанные с инвалидностью, но и создать для каждого воспитанника условия социокультурной адаптации — полного включения в жизненную реальность средством приобщения к  миру культуры, искусства и творчества.

Преобладание вынужденной гиподинамии, фрагментарность мировоззрения ребенка-инвалида, отсутствие равновесия в образовательной,  лечебной и игровой деятельности, ведут к несоблюдению принципов здоровьесбережения.  В течение многих лет на базе  Центра был апробирован опыт работы, ориентированный на решение проблемы формирования  здоровьесберегающих условий реабилитационно-развивающего  процесса средствами музицирования.

Основная цельсохранение и становление здоровья детей средствами музицирования  для успешной социализации в обществе.

Элементарное музицирование – это музицирование с помощью элементарных звуков и движений: игра на инструментах друг с другом, разыгрывание сюжетов песен, совместная игра для создания атмосферы комфорта и радости, формирование невербального, чувственного контакта с окружающим миром, развитие  координации  простых движений.

Элементарное музицирование позволяет, независимо от возрастной категории воспитанников, повышать адаптивные возможности детского организма, проводить профилактику и коррекцию дыхательного и артикуляционного аппарата, сформировать умение концентрировать внимание и  голосовую работу.

Если процесс музыкально-эстетического воспитания в специализированном учреждении построить на системе реабилитационных средств музицирования, то он поддержит и сохранит здоровье детей-инвалидов, активизируя  защитные  свойства организма, устойчивость к заболеваниям, будет  способствовать  проведению профилактики и коррекции дыхательного и артикуляционного аппарата.

Музицирование в этом случае выступает как фактор здоровьесбережения, и перед специалистами  стоят задачи совершенствования условий социально-культурной реабилитации,  поддержки и сохранения здоровья воспитанников.

Замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к задержке их умственного развития. Для  таких детей музыкальные занятия выполняют не только воспитательную функцию, но и имеют корригирующую направленность.

Именно такое понимание музыкальной деятельности позволяет  добиться положительных результатов в коррекционной работе по преодолению различных нарушений в  развитии детей,  независимо от тяжести заболевания.

Занятия по здоровьесберегающей технологии элементарного музицирования основаны на комплексном развитии элементарной музыкальности у детей.  Методическими  средствами выступают:

-метод подражания (метод «показа» и образность «ассоциативного метода») эффективно обеспечивает «наведение» и подсознательную функцию восприятия при выполнении педагогической задачи;

-фонетический метод, в основе которого лежит явление «Физиологической инерции», смысл которой заключается в психофизиологической особенности вокально-слуховых координаций сохранять изначальную установку определенного слога при последующих изменениях темброрегистровых, интонационных, динамических и фонетических «переходах» в упражнениях.

Задачи коррекционных занятий состоят в конкретных приемах проведения специальных коррекционно-развивающих (а не тренировочных) упражнений, способствующих развитию, а не «натаскиванию» ребенка.

Основными видами музыкальной деятельности при использовании методики элементарного музицирования выступают:

  1. Слушание функциональной музыки (акустико-моторный рефлекс).

Под функциональной музыкой мы имеем в виду музыкальные произведения (или их части), которые наряду с эстетическим воздействием на человека оказывают иположительное влияние на психическую и эмоциональную сферу ребенка, его деятельность,  способствуя сохранению (укреплению) здоровья. Музыка разряжает накопившиеся отрицательные эмоции, повышает общий тонус ребенка, мобилизует его энергию;

  1. Артикуляционная гимнастика для устранения скованности артикуляционного аппарата, проводится в доступной, сказочно-образной, игровой форме;
  2. Дыхательная гимнастика, помогающая снять излишнее статистическое напряжение, помочь расслаблению различных групп мышц, повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на художественно-творческую деятельность;
  3. Вокально-интонационные упражнения, активизируя вегетативные механизмы высшей нервной системы, вызывают особые вибрационные ответы в подсознании, вследствие чего происходят реакции, способствующие более быстрому выздоровлению;
  4. Совместное пение, способствующее развитию силы голоса, воспитанию плавной речи, а для заикающихся детей — исправлению дефекта речи.

Ценность данного подхода – в  максимальном использовании компенсаторных возможностей каждого ребенка, независимо от тяжести его заболевания, что помогает добиться реальных положительных результатов в коррекционной работе по преодолению различных нарушений в  развитии детей с ОВЗ.

В связи с использованием в реабилитационно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий  возникает потребность в педагоге иного уровня — «педагоге творце», способном творчески проектировать коррекционную работу с воспитанниками с учетом  условий здоровьесберегающей педагогики: понимать причины и мотивы поступка ребёнка, которые могут являться естественным проявлением его эмоциональной напряжённости.

Главное в работе педагога — принимать ребёнка-инвалида таким, каков он есть, а не таким, каким он должен сейчас быть, по-вашему,  мнению. Трудный ребенок — не тот,  с которым трудно, а  тот – которому трудно!

За счет создания особой реабилитационно-воспитательной среды, позволяющей детям быть свободными, проявлять эмоциональность, непринужденность в  певческом и ролевом исполнении   удается добиться значительного снижения эмоционально – психического  напряжения у детей с ДЦП, повышения  уровня адаптивных возможностей детского организма  (улучшения соматического здоровья).

Полученные в ходе апробации результаты говорят об эффективности использования  данного опыта (данные за 2011-2015 г.г.)

  1. Значительное снижение эмоционально – психического напряжения у 92% детей с ДЦП;
  2. Наличие положительной динамики основных психических процессов (внимание, воображение, память, мышление) у 76% детей.
  3. Наличие положительной динамики в формировании психомоторных способностей воспитанников: чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой – 69%
  4. Повышение уровня музыкального развития у 88% детей,  овладения  воспитанниками  навыками совместного пения, игротанца, креативной  импровизации,  навыками и приемами рефлексии.
  5. Значительное улучшение эмоционального общения детей с окружающими, адаптация к публичному выступлению на сцене -54%
  6. Более активное участие детей в музыкальных сказках-спектаклях, выступление в творческих вокальных конкурсах, фестивалях песни. В 2013 одна из воспитанниц Центра получила именную премию мэра Тольятти и губернатора Самарской области в номинации «вокальное пение».

Перспективы методов и приемов  музицирования и нестандартных подходов в достижении реабилитационного эффекта очевидны: проблема сохранения и становления здоровья детей-инвалидов для  их успешной  социализации всегда будет актуальной.

***

РЕЗУЛЬТАТ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «SOCIODRIVE-2015»

НОМИНАЦИЯ «MOVE@LIVE»

IMG_2407

Мне понравилось. Читать далее здесь .