интегративный подход

Семинар

Интегративный подход в реабилитации детей с ОВЗ через взаимодействие искусств

      Авторы-разработчики:

музыкальный руководитель Вакурова Оксана Алексеевна,

педагог дополнительного образования Чумак Татьяна Александровна, методист Агапова Ольга Витальевна

В течение нескольких лет творческой группой педагогов реабилитационного центра «Виктория» (музыкальный руководитель, педагог по изобразительному искусству, социальный педагог, методист) был реализован интегративный подход в реабилитации детей с ОВЗ через взаимодействие искусств (искусство слова, музыки, изобразительного и театрального искусства) с целью социокультурного становления личности и сохранения психического здоровья воспитанников.

В поиске наиболее эффективных средств здоровьесбережения был разработан и апробирован методический комплекс цикла интегрированных познавательных занятий «Шедевры мировой культуры», адаптированный для детей-инвалидов.

Интеграция осуществляется на основе соединения знаний из различных областей, используя одну сквозную тему, образ или сюжет и складывается в сознании детей в более емкое, многогранное представление о мире.

В ходе апробации интегрированных занятий мною были выделены следующие признаки профессиональной готовности педагога к интегративной деятельности:

— мотивированность на освоение методики интегрированного обучения;

— критичное отношение к обучающей программе и стремление обеспечить её актуальным педагогическим сопровождением;

— понимание специалистом методической основы принципов интеграции;

— заинтересованность и готовность к планированию и конструированию творческих заданий на основе взаимодействия искусств и творческой деятельности воспитанников.

По содержательному наполнению интегрированное занятие делится на три этапа. На 1-ом этапе предполагается включение разнообразной информации о предмете, явлениях природы, событии. Социальный педагог, используя интерактивные средства обучения, дает определение основных понятий, вводит детей в тему занятия при поддержке компьютерной презентации, которую готовит и демонстрирует на занятии методист.

На 2-ом и 3-ем этапах музыкальный руководитель и педагог по изобразительному искусству выстраивают художественный образ по теме, а процесс познания происходит в творческой деятельности. В заключительной части занятия проходит выставка творческого продукта воспитанников, или фрагмент импровизированной театрализованной постановки, которые реализует потребность детей в самоактуализации, укрепляет веру в собственные силы. В качестве декораций используются интерактивные ресурсы, что является инновационным в реабилитационно-воспитательном процессе центра. (Приложение№ 11)

Нами было установлено, что в силу специфики интеграции, объединяющей не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках различных видов деятельности, реализуются принципы педагогики сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.).

Реабилитационно-воспитательный эффект от внедрения методики взаимодействия искусств значителен:

  1. при достаточно большом объеме информации сохраняется щадящий охранительно-педагогический режим занятий, где дети-инвалиды получают возможность более продуктивного включения двигательных, физических упражнений, снижающих утомляемость и напряжение.
  2. интегрированные уроки в большей степени позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку-инвалиду, так как на одном занятии присутствуют 8 педагогов, способных помочь ребенку двигаться в такт музыке. Таким образом, используется адаптивная технология обучения, при которой индивидуальный подход является приоритетным (Инге Унт, В.Д. Шадриков);
  3. более частое переключение с одной деятельности на другую снимает усталость и напряжение у детей, создает условия для проявления креативной импровизации.
  4. экономится время на передвижение из одного кабинета в другой, предметная среда имеет одну тематическую направленность.
  5. тесный контакт педагогов в процессе проектирования занятий позволяет ненавязчиво совершенствовать свое педагогическое мастерство.

(Имеется видеоматериал: занятия и отзывы детей о занятиях, которые демонстрировались на педагогическом совете)